«

»

Май 02

Императорские дворцы Санкт-Петербурга: Летний дворец Петра I

Один из императорских дворцов, выстроенный в начале XVIII столетия для летнего времяпрепровождения государя Петра I и его семьи. Скромный по внешнему виду дворец находится в Летнем саду и в настоящее время является памятником русского зодчества, которому присвоен статус филиала Государственного Русского музея.

Немного истории

Санкт-Петербург изобилует огромным количеством памятных и исторических мест, с которыми связаны судьбоносные события в жизни государства Российского. Одно из таких живописных мест — дворец Петра I в Летнем саду, выстроенный в 1710-х годах.

Для государя-реформатора, человека настолько неприхотливого в быту, что он прекрасно чувствовал себя о и в простой солдатской казарме, и в обычной рыбацкой хижине, одновременно со строительством столицы началось возведение и нового императорского дворца, место для которого он выбрал лично.

Внимание государя обратило на себя имение бывшего шведского офицера Эриха Конау, расположенное в живописном уголке между водными артериями новой столицы — Мойкой (в то время — Мьей) и Фонтанкой (в то время — Безымянным Ериком) и довольно хорошо обжитое.

Императорские дворцы Санкт-Петербурга - Летний дворец Петра

В 1703 году мастером по обустройству усадьбы Петр I назначил строителя, служившего в бомбардирской роте государя в 1702 году — Ивана Матвеевича Угрюмова (более известного, как Иван Матвеев), который и выстроил для императора деревянный дворец, самим Петром называемый «летним домом», а также подготовил место для регулярного парка, распланировал аллеи и вырыл небольшую гавань. В то время царские хоромы представляли собой небольшой домик по голландскому типу, богато украшенный живописью, орнаментами и позолоченными оконными рамами.

Спустя всего несколько лет в городе началось каменное строительство, коснувшееся и царской резиденции. По указу Петра I известный архитектор Доменико Трезини создал проект нового дворца, воплотив в камне замыслы государя о добротном небольшом и практичном доме, где критерий удобства являлся основополагающим фактором.

Санкт-Петербург обустраивался, осваивалась заболоченная местность, соединялись каналами небольшие речушки, образовывая островки. Один из таких каналов — Лебяжий — соединил Неву и Мойку, в результате чего бывшая шведская усадьба оказалась с трех сторон окружена водой. И в северной части острова началось возведение нового дворца, у стен которого плескалась вода и чье сходство с мчащимся по волнам кораблем оказалось созвучно замыслам государя о выходе к Балтийскому морю и созданию мощного российского флота.

Каменный особняк в стиле «барокко», строительство которого продолжалось более трех лет (с 1710 по 1713 год), после окончания всех наружных и внутренних работ мало походил на императорские хоромы. Изначально дворец задумывался как летняя резиденция, поэтому стены не утепляли, сделав их достаточно тонкими, а в окна вставили одинарные рамы.

Интерьер дворца

В двухэтажном, покрытом четырехскатной крышей здании насчитывалось всего четырнадцать комнат (по семь на каждом из этажей), расположенных в анфиладном порядке, две кухни, два внутренних коридора и двенадцать окон, в равном количестве (по шесть) выходящих на западную и восточную стороны, что, согласно пожеланию государя, символизировало внешнюю политику России — равное содружество как с западными, так и с восточными странами.

Императорские дворцы Санкт-Петербурга - Летний дворец Петра

Для служебных целей использовался внутренний коридор с винтовой лестницей, скрытой от парадных комнат дубовыми резными шпалерами, напоминающими шкаф, выполненными, кстати, по чертежам самого государя. Для Петра I обустроили комнаты в первом этаже, для императрицы Екатерины, детей и фрейлин — во втором.

Планировка комнат первого и второго этажей была полностью идентичной. Почти все они были отделаны дубом, а для украшения использовалась позолота, лепнина, изразцы, резное дерево, полотна с изображением морских военных баталий, редкие портреты и пейзажи. Уникальные интерьеры дворца были созданы известными мастерами той эпохи: А. Захаровым, Ф. Матвеевым, И. Заварзиным.

В небольших покоях первого этажа располагалась приемная, в которой Петр I принимал посетителей и рассматривал просьбы и жалобы, с находившимся в соседнем помещении карцером для проштрафившихся, а также:

  • спальня,
  • гардеробная,
  • столовая,
  • ассамблея.

Но особенно государь гордился токарной комнатой, в которой было собрано огромное количество слесарного инструмента, компасов, различных приборов. Петр Великий проводил очень много времени в своей мастерской, вытачивая на станках различные детали, а также создавая макеты кораблей и предметы мебели.

Второй этаж царского особняка был обустроен более комфортно — императрица Екатерина, как любая женщина, ценила не только удобство, но и красоту. Именно для нее комнаты оформили более пышно и нарядно, украсив их большим количеством картин, зеркал, изразцовых печей и каминов.

Одну из комнат — Зеленый кабинет, украшала живопись, а в стенных шкафах размещались редкие драгоценные камни, фигурки из фарфора, нефрита, слоновой кости, дерева и разные экспонаты и диковинки, привезенные из Голландии и положившие начало знаменитой петровской «Кунсткамере».

В царской резиденции, получившей название «Летнего дворца», впервые в северной столице была устроена система канализации — вода насосами выкачивалась из Фонтанки, по трубам подавалась в покои, и после циркуляции вновь сливалась в реку. Правда, после наводнения 1777 года гавань пришлось засыпать, и канализация перестала функционировать.

Внешний вид Летнего дворца за все годы своего существования не претерпел никаких изменений, разве что изначально крытую черепицей крышу заменили свинцовой.

  • Фасады довольно простого и скромного здания украшены узким фризом,
  • углы — рустом,
  • окна — широкими декоративными наличниками,
  • пространство между окнами первого и второго этажей — аллегорическими барельефами, символизирующими победу над Швецией, выполненными немецким зодчим Андреасом Шлютером.

Перед центральным входом в здание мастер расположил великолепную скульптурную композицию, изображающую римскую богиню Минерву с военными трофеями и победными знаменами. Крышу увенчал медным флюгером, изображающим святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. Углы крыши зодчий украсил водостоками из прорезного железа, изображающие крылатых драконов.

Императорские дворцы Санкт-Петербурга - Летний дворец Петра

Судьба дворца в XVIII-XX столетиях

В своей резиденции венценосное семейство проживало до кончины самодержца в 1725 году, после чего в нем в недолгое время царствования Екатерины I собирался на заседания Верховный тайный совет, временно являвшийся фактической высшей властью в империи.

О последующей судьбе постепенно забытой царской резиденции сохранилось не очень много сведений. Известно:

  • что в 1728 году в здании проводились ремонтные работы,
  • а с 1740 года в нем жили прачки и белошвейки царского двора.
  • Начиная с 1750-х годов во дворце в летний период проживали петербуржские сановники (например, князь Михаил Голицын, граф Михаил Милорадович, князь Александр Горчаков, князь Алексей Лобанов-Ростовский и другие вельможи),
  • а в XIX столетии он некоторое время даже стоял заброшенный, что спасло здание не только от перестроек, но и от полного уничтожения.

После всех перипетий начала минувшего столетия бывшая великая империя превратилась в рабоче-крестьянскую республику, но именно благодаря новой власти, хоть и не жалующей монархию, Летний дворец в 1925 году как памятник истории был взят под охрану государства и передан в ведение Русского музея, а уже в 1934 году ему был присвоен статус самостоятельного историко-бытового музея, в котором открылись экспозиции эпохи Петра Великого.

В годы Великой Отечественной войны множество экспонатов было вывезено, а сам дворец, хоть и был выкрашен специальной камуфляжной краской, сильно пострадал от артобстрелов, но уже в 1947 году его отреставрировали и вновь открыли для посетителей. Ремонтно-реставрационные работы проводились и в 1960-х годах, в результате чего были воссозданы интерьеры, произведения живописи, мебель и предметы быта начала XVIII столетия, а также токарные станки Петра I.

В настоящее время Летний дворец в Санкт-Петербурге является филиалом Государственного Русского музея с постоянно действующими экспозициями, в которых представлены коллекции фарфора, стекла, живописи, шпалер, скульптур и предметов обихода эпохи великого реформатора — Петра I.

© жизнь-спб.рф

Читайте похожие заметки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>