«

»

Апр 17

Лидия Зверева: история женской авиации

Ранним утром 1911 года Гатчинский аэродром был забит под завязку толпами народа. Военные и гражданские авиаторы, репортеры, обычные зеваки не поленились примчаться к 4 часам утрам, чтобы понаблюдать за экзаменом выпускника летной школы «Гамаюн».

Авиация только расправляла крылья, и показательные полеты пользовались огромной популярностью, но этот день был особенным — в небо поднималась женщина!

Яркая звездочка русской авиации

Первая дипломированная женщина-авиатор своим примером открыла для женского пола путь в авиацию, предлагая вместе покорять воздух. Жизнь Лидии Виссарионовны Зверевой была необычайной, головокружительной и яркой.



На тот момент братья Райт лишь 8 лет как осуществили первый полет на самолете с двигателем. А биплан «Фарман IV», на котором предстояло лететь Зверевой, был построен лишь 2 года назад французским авиаконструктором. И лишь год как в Гатчине была открыта частная авиашкола. И вот на рассвете воздухоплавания покорять небеса отправилась женщина…

К историческому дню 20-летняя Лидия Зверева шла с самого раннего детства. До высоты в 50 метров, филигранного выполнения «восьмерок» и ювелирной посадки, были и прыжки с зонтиком с крыши сарая, и не женское увлечение по изготовлению моделек самолетов.

Лидия Зверева

Отец девочки генерал Виссарион Лебедев не скупился на хорошее образование для дочери, соответствующее ее положению. Но роль «барышни» была так скучна по сравнению с полетами на воздушных шарах в той крепости, где проходил службу отец.

Уже в 19 лет юная Лида стала вдовой, когда после 2 лет брака ее муж умер от разрыва аппендицита. Она переехала в Петербург, где стала свидетельницей грандиозных авиационных соревнований международного уровня. Россию представлял Николай Попов, который на самолете «Райт» поднимался на нереальную по тем временам высоту в 600 метров. Эта неделя предопределила судьбу девушки – она обязательно должна стать летчиком.

Сейчас невозможно представить, насколько смел был этот шаг для женщины в начале ХХ века. Например, «Фарман IV», на котором Лидия впоследствии будет сдавать экзамен, иронически называли летающей этажеркой. Хоть это была весьма популярная модель, выглядела она громоздко, неуклюже, даже несуразно. Пилотов же сравнивали с птицей, но не из-за красоты полета. В открытой кабине, за тонкими прутьями, беззащитный перед непогодой, пилот в прямом смысле управлял самолетом собственным телом. Новости регулярно пестрели объявлениями о травмах или гибели авиаторов.

Но Лидию Звереву все это не могло остановить.

Через тернии в небо

Ее инструктором стал 23-летний Владимир Слюсаренко, студент того же аэроклуба. Помимо того, что он помогал ей осуществить мечту о высоте, он подарил ей и новую семью, в тот же год взяв ее в жены.

Лидия Зверева - первая женщина-авиатор

1911 год. Перед полетом на биплане Фарман IV

В 1911 году проводился 725-километровый перелет из Петербурга в Москву, в котором приняла участие и связка Зверева-Слюсаренко. Сейчас расстояние кажется смехотворным, но в те года подобное путешествие на «летающей этажерке» было настоящим подвигом. Лидия сидит на пассажирском месте, но фактически выполняет функции полноценного члена экипажа.

Их «Фарман» преодолел Финский залив, но в районе Тосно мотор начал давать сбой. Самолет вернули обратно на аэродром, где Звереву сменил более опытный авиатор Константин Шиманский. Аппарат вторично взмыл в воздух, но мотор снова забарахлил, поэтому срочно пришлось жестко садиться в овраг.

Слюсаренко получил перелом обеих ног, а Шиманский погиб. Из 9 стартовавших летчиков финиша достиг один единственный, Александр Васильев, потративший на перелет почти 25 часов. Все газеты трубили о трагическом соревновании, уверяя, что юная Зверева после произошедшего точно откажется от авиации. Но журналисты плохо знали настырную барышню.

Через несколько месяцев после несчастья с женихом она участвует в царскосельских соревнованиях авиаторов и устанавливает рекорд, продержавшись с пассажиром на высоте целых 20 минут. Некие злопыхатели пытались вывести из строя аппарат Зверевой, насыпав в мотор железные опилки, что лишь еще больше ее раззадорило.

Лидия Зверева с мужем Слюсаренко в Гатчине на учебном аэроплане Фарман

Лидия Зверева с мужем Слюсаренко в Гатчине на учебном аэроплане Фарман

Подвиг Лидии Зверевой

Лидия Виссарионовна Зверева становится первой женщиной, кто с выключенным мотором не боится пикировать с высоты, мастерски выполняет штопор Арцеулова и мёртвую петлю Нестерова. А из частых аварий выходит только и синяками и царапинами.

Вместе с мужем она несколько лет гастролирует по России с показательными полетами. В Риге порывом ветра ее аэроплан опрокидывает на трибуны, а Зверева получает серьезные травмы. Положение усугубляется крупозным воспалением легких, врачи настоятельно рекомендуют лечение на юге. Но Зверева наперекор всем совместно с мужем открывает в Риге собственную летную школу, куда активно зазывает женщин.

Школа имеет принципиальное отличие от других – она обладает технической мастерской. Модели аэропланов в ней не только конструируют, но постоянно модернизируют и видоизменяют. Существует фотография, на которой Лидия стоит возле аппарата, находящегося на стадии сборки. Это была ее личная разработка.

С Первой мировой войной пара перебирается в Петербург, перевозя за собой и мастерские. Переезд дался ей слишком тяжело – 2 мая 1916 года она скончалась от брюшного тифа. Первой русской авиатрисе было всего 26 лет. Похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Ее подвиг вдохновил многих женщин: Любовь Галанчикова, ставшая первым летчиком-испытателем женского пола, Евдокия Анатра, женщина-пилот, Евгения Шаховская, первая не только в России, но и в мире женщина-военный летчик.

В честь первой русской женщины-пилота названа одна из улиц в Гатчине.

Надежда Кузнеченко, © жизнь-спб.рф

Первые русские авиаторы

Первые русские авиаторы

Читайте похожие заметки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>