На свет маяка

Задний створный знак большого Кронштадского рейда

Санкт-Петербург – безусловная столица дворцов и музеев, но еще и важнейший порт страны. Именно в его доках зарождалась история русского флота, который провожали и встречали верные маяки.

С тех пор многое в мире изменилось, модернизировалось, а маяки все так же указывают судам путь, не сдаваясь перед атакой gps-навигации.

Маяк Толбухин, 1719 год

Маяк Толбухин

Внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, он является самым старинным на русской Балтике, хотя прячется на крошечном островке западнее Кронштадта. Установили его указом Петра I на конце длинной песчаной отмели под названием Котлинская коса, чтобы он освещал безопасный путь новорожденному порту.

Почти 100 лет он был лишь скромной деревянной башенкой, на вершине которой день и ночь полыхал фонарь со свечами. Наконец, в 1810 году отстроили каменную башню и жилище для смотрителя, которое сохранилось в целости до наших дней.

Строительство повлекло огромные трудности и финансовые затраты, ведь песчаный клочок земли требовалось существенно укрепить. Рабочие трудились по пояс в ледяной воде, подвозя на лодках камни. Стоимость работ обошлась государству в чудовищную по тем временам сумму — 45 тысяч рублей. Для сравнения, китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме, имеющий богатейшее убранство и изумительный наборный паркет стоил всего 10 тысяч.

За две сотни лет своего существования Толбухин практически не изменился. Увидеть легендарную башню достаточно близко возможно только с воды – с парома или яхты. Или же воспользоваться мощной подзорной трубой, в окуляре которой маяк выглядит белым лебедем на синих водах залива.

Кронштадские створные маяки, 1865, 1915 годы

Кронштадские створные маяки

Вблизи Кронштадта Финский залив неглубок, его подводные мели задают направление фарватеру, заставляя морскую трассу изгибаться. Чтобы суда не «свалились в кювет», решили использовать сразу 2 маяка – один выше, другой – ниже. Если зрительно совместить их друг с другом, как мушку с целиком на пистолете, то огни обозначат безопасное направление.

Сам Кронштадт имеет 3 пары створных маяков из-за узкого, ломаного фарватера. Первый, представляющий 2 чугунные башни, установили еще в XIX веке на форте Кроншлот. Передняя, поменьше размером, давно не действующая.

Из-за их близкого расположения и небольшой высоты, в 1915 году соорудили Задний створный маяк. Сейчас эта изящная 54-метровая серая башня является самым высоким маяком в России.

Санкт-Петербургский морской канал, створные маяки, 1914 год

Санкт-Петербургский морской канал, створные маяки

Морской канал в Петербург появился в 1885 году, а створ маяков лишь в 1914-м. Красивые маяки расположены на искусственных островках прямо на фарватере. Хороший вид на них с форта Константин или набережных Кронштадта. Передний носит прозвище «пьяный» из-за того, что покосился едва ли не сразу после постройки, став своеобразной русской Пизанской башней.

Задний створный знак большого Кронштадского рейда, 1949 год

Задний створный знак большого Кронштадского рейда

Столь сложное название носит наиболее живописный маяк Кронштадта, чья белоснежная башня украшает каждый путеводитель о городе.

Находится он на пирсе в Купеческой гавани, где до строительства дамбы имел огромнейшее значение, не только указывая кораблям путь, но и защищая от наводнений. Тогда его свет виднелся за 16 морских миль или 30 километров, сейчас же – лишь на 1 милю. Хотя по функциональности он уже не является маяком, его красота по-прежнему приносит ему славу.

Плавучий маяк «Ирбенский» 1962 год

Плавучий маяк «Ирбенский»

Когда по объективным причинам невозможно установить маячную башню, тогда опасность на морском пути обозначают плавучим маяком. Это судно особой конструкции с фонарем на самой высокой своей мачте. Последнее подобное российское судно перестало функционировать еще в советское время.

Ирбенский плавучий маяк устанавливали с 1963 по 1986 год в Рижском заливе, а обслуживали его 19 человек. Со временем там поставили стационарный маяк, а раритетный плавучий отправился в музей Ораниенбаума. Он находится под опекой Музея Мирового океана, который, к сожалению, не торопится отреставрировать Ирбенского.

Полюбоваться историческим сооружением можно в Ломоносовской гавани совершенно бесплатно.

Шепелевский маяк, 1910 год

Шепелевский маяк

Чуть дальше Ораниенбаума, в поселке Шепелево, находится самый классический, старинный маяк. Это очаровательная кирпичная башенка в типичную красно-белую полоску неизменно привлекает туристов в это уютное пригородное местечко.

Осиновецкий маяк, 1910 год

Осиновецкий маяк

Этот исполинский маяк стоит в бухте Осиновец, на берегу Ладожского озера. Но прославился он не ростом, а своим героическим «поведением». В годы блокады Ленинграда он освещал Дорогу жизни, снабжающую осажденный город продуктами и боеприпасами. Даже фашисты не бомбили полосатый маяк, ведь им он тоже помогал. Вот такая удивительная история – помощь и друзьям, и врагам.

Добраться до бухты можно за час на электричке с Финляндского вокзала до станции «Ладожское озеро». Это замечательное место отдыха для выходного дня: кафе, пляжи, гостиница и прекрасные виды. Осиновецкий маяк до сих пор служит на благо народа, ежевечерне посылая свой теплый луч навстречу судам.

© жизнь-спб.рф

2 Комментарии

  1. Был однажды на этом маяке. Ничего подобного в своей жизни я не видел — кругом вода и небо сливается с водой. Вид на Санкт-Петербург не передать словами — нужно видеть. Если вы там не были бегом туда.

  2. А про самый высокий в мире створный маяк — «Лесной Мол Створный Задний», автор никогда не слышал?
    Ростральные колонны, в центре СПб, которые то же символизируют маяки, почему не попали в обзор?

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*