Известнейший оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) прожил в северной столице России целых 28 лет, из которых артист жил в собственном доме 8 лет — с 1914 по 1922, после чего уехал за границу навсегда.
Его квартира была расположена на Аптекарском острове по адресу: Пермская улица, 2Б, кв. 3, где в наше время основали музей, посвящённый солисту Большого и Мариинского театров и его творчеству.
Кстати, это здание находится в двух шагах от мастерской Аникушина, которую тоже при желании можно посетить (обзор на неё смотри в этой статье)
Музей был открыт 11 апреля 1975 года, в котором восстановили спальню, прихожую, большую и малую гостиные, грим-уборную. В бывшей детской половине квартиры расположился экспозиционный зал, где можно увидеть витрины с многочисленными собраниями афиш, открыток, личных писем, декораций, фотографий и костюмов с выступлений, иллюстрирующих жизнь Фёдора Шаляпина во всех подробностях.
С 1991 года Мемориальный музей был закрыт на капитальный ремонт, снова открывшись широкой публике лишь в 1998 году на 125-ый юбилей со дня рождения Ф. И. Шаляпина.
Экспозиционный зал
Если вы заказываете экскурсию, то экспозиционный зал — первое место, которое вы посетите. Назван он так не случайно: в зале в большом количестве расположены тематические витрины, хранящие документы и личные вещи, а также костюмы, которые использовал артист для выступлений.
Посередине зала находится грим-уборная, воссозданная с помощью переданных в дар музею Мариинским театром предметов театрального быта. В ней находится четыре зеркала, направленные под разными углами, лампочки, аппарат для разогрева голоса перед выступлением, парфюмерия и косметические принадлежности на столике, парик с одного из выступлений и копия автопортрета в роли Досифея в опере Мусоргского «Хованщина», сделанная в ноябре 1911 года с помощью гримировальных красок на стене грим-уборной Мариинского театра, где и хранится оригинал.
Также в композиции находится узорчатый ковёр, вешалка для шляп, дорожный сундучок, подаренный его сыном Борисом Фёдоровичем и гримировальный ящик — от певца Е. Э. Виттинга, друга семьи.
Считается, что вершина творчества Фёдора Ивановича — роль Бориса Годунова в опере М. Мусоргского «Иван Грозный», исполненная не только на российских театральных сценах, но и в Русских сезонах С. Дягилева (гастрольных выступлениях русских артистов в 1908-1929 годах, организованных Дягилевым за границей).
Артист находился в состоянии постоянного совершенствования образа «преступного царя», изучения исторических источников и современных публикаций, имеющих отношение к этой исторической личности. Шаляпин смог поднять оперу до высот трагедии, заставляя публику сострадать своему герою.
Также, одной из запоминающихся ролей Фёдора Ивановича является роль Дона Кихота, тоже сыскавшая одобрение публики. В экспозиционном зале находится стенд, посвящённый ей. На нём размещены атрибуты персонажа романа Мигеля де Сервантеса, например, шпага и тазик для бритья (вместо шлема или шляпы), его портрет в профиль и в полный рост. Известно, что Шаляпин, будучи крепкого телосложения, специально накрепко обматывал себя тканями, чтобы казаться худощавей.
И это ему удалось. Артист сумел превосходно влиться в образ, оставив в незабываемый отпечаток в сознании публики. Об этом свидетельствуют сохранившиеся работы, изображающие Шаляпина в роли Дона Кихота, как, например, бронзовая статуэтка И. П. Кавалеридзе (1952 г.)
Помимо ролей Бориса Годунова и Дона Кихота, Шаляпин преуспел в ещё одной роли — Мефистофеле из произведения «Фауст». Мефистофель является демоном, и поэтому в костюме используется зловещее сочетание из алого цвета с чёрным.
Рядом с костюмом находится витрина, содержащая эскизы, фотографии и повествующая историю создания костюма.
Малая гостиная и спальня
Малая гостиная, как, собственно, и вся квартира, является наглядной иллюстрацией того, как жили в прошлом веке более-менее обеспеченные люди. В ней находится пара столиков и множество стульев, на паркетном полу — узорчатый ковёр.
У входа стоит граммофон, в центре — рояль с семейными фотографиями, по стенам — работы художников, бывших близкими семье Шаляпиных.
Комната предназначалась для отдыха Фёдора Ивановича и его супруги Марии Валентиновны. В этой комнате почти все вещи — от уютно устроившейся на диване фарфоровой куклы, с которой играли дети хозяина квартиры, и до бюста А.С. Пушкина (скульптор Витали, 1840-ые) — являются подлинными и отражают устройство дома минувшей эпохи.
В малой гостиной находится портрет Шаляпина, выполненный Б. М. Кустодиевым, с которым певец был знаком лично. Высокая ценность этого экспоната объясняется тем, что художнику приходилось писать его сидя в инвалидном кресле из-за паралича ног; певец из всей коллекции картин дорожил ею больше всех. Уезжая в эмиграцию во Францию, он забирает картину с собой.
На картине изображён Фёдор Иванович на праздновании масленицы. Одет в тёплую одежду: шубу и меховую шапку. В руках держит трость. Поза выражает артисцизм и харизму. У левой ноги — любимец-бульдог Ройка. Чуть позади можно увидеть двух его дочерей с личным секретарём — Марфу и Марину с Исаем Дворищиным. За их спиной находится афиша, на которой, если присмотреться, можно увидеть объявление о выступлении Шаляпина с перечислением его самых известных ролей.
Ещё кисти Бориса Кустодиева принадлежит яркий и красочный портрет жены артиста, Марии Валентиновны. Он расположен в коридоре между малой гостиной и спальней.
Говорят, супруга не очень жаловала эту картину, говоря, что слишком похожа на нём на купчиху. Но это не единственный её портрет в этом помещении.
В глаза сразу бросается стоящая возле окна скульптура: это Мария Валентиновна, увековеченная в камне. Работа выполнена самим Шаляпиным, который на досуге занимался ещё и лепкой — он был очень разносторонне развитым человеком. Авторство подтверждает подпись Шаляпина, выгравированная на ключице скульптуры. Как говорится, талантливый человек талантлив во всём.
А на стене напротив окна располагается аллегорический портрет Шаляпина, чьим автором является А. Е. Яковлев. Художник сумел изобразить Фёдора Ивановича в мистическом окружении. Полуобнажённый человек с одухотворённым лицом восстаёт из хаоса мироздания на фоне скал у моря и возвышается над знаками Аполлона — лирой и маской трагикомедии, которые олицетворяют искусства театра. Снизу изображена обезьянка, являющаяся символом лицедейства и актёрского мастерства. Она передразнивает движения главного героя картины. На заднем плане отображён Шаляпин со спины, уходящий в небытие.
В 1998 году, когда квартира артиста была вновь открыта после капитального ремонта, была воссоздана ещё одна комната — спальня.
Сохранившаяся кровать, шкаф, комод были отреставрированы и заняли свои подлинные места. У двери в туалетную комнату можно видеть умывальник Шаляпина, недавно приобретённый музеем. Большой чудесный натюрморт художницы Виноградовой не нарисован красками, а вышит гарусом. Над спинкой кровати висит акварель, выполненная женой директора императорских театров Теляковского. Рядом — прекрасный пример старинной живописи, картина итальянской школы «Мадонна с младенцами». На изящном столике стоит нарядная инкрустированная шкатулка для драгоценностей, на полу — фарфоровая ваза с ящерицами эпохи модерн.
Большая гостиная или столовая
В столовой обычно принимали гостей за большим столом. Шаляпин был радушным хозяином. В дни, когда артист был свободен, зачастую семья обедала в многолюдном обществе. Сюда часто приходили с визитами такие известные личности, как И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. А. Блок, К. И. Чуковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Бенуа, Максим Горький, В. В. Маяковский, Ю. В. Юрьев и другие.
Обстановка комнаты в большинстве своём подлинная: ореховые столы, кресла, стулья и резной буфет, дубовый шахматный столик, инкрустированный сундук, тульские самовары и посуда, фарфоровые статуэтки на горке красного дерева.
На стене напротив стола висит шаляпинская коллекция старинного холодного оружия, подаренная Максимом Горьким.
Рядом со столовой находились буфетная, кухня, и хозяйственные помещения. В наше время здесь оборудовали небольшой концертный зал, в котором проходят лекции, вечера, встречи, концерты. Также сейчас для посетителей тут звучит звукозапись бессмертного голоса Шаляпина, и всем желающим предлагают остаться и послушать его арии.
Прихожая
Когда Фёдор Иванович купил дом, он устроил себе жильё на втором этаже, соединив узким коридором две квартиры на площадке. Таким образом образовалось две половины: детская и взрослая. Сегодня посетители входят в фойе детской половины. Гости Шаляпина же входили через дверь «взрослой» половины, откуда они могли сразу проходить в гостиную и столовую.
Здесь тоже сохранилась подлинная обстановка: в тусклом свете можно увидеть большую настенную вешалку, зеркало, стойки для зонтов и тростей. На крючках висят шаляпинские пальто: зимняя «татарка» и солидное демисезонное, а над вешалкой находятся часы, остановленные на времени смерти великого певца.
Мария Филиппова, фото автора, 22.12.2019
bp6n7h
yk72di
dtmvl4
b1v9m5