В ничем не примечательной московской семье рабочего, в тяжёлом, охваченным революцией 1917 году родился ничем не примечательный мальчик — Михаил Константинович Аникушин.
С детства он не отличался особыми талантами. Он не ладил с цифрами, не разбирался в литературе или естественных науках. Зато страстно увлекался лепкой. Учитель заметил его одарённость и посоветовал развивать свой талант.
Чтобы заняться скульптурой всерьёз, Михаил едет в Ленинград, где поступает в Ленинградскую среднюю художественную школу, после окончания которой учится у таких известных педагогов, как В. А. Синайский и А. Т. Матвеев.
Благодаря своей тяге к искусству, таланту и образованию, он создаёт шедевры, которые потрясают всё русское общество и делают его известным и уважаемым. Новерняка Вы знаете некоторые из его работ, такие как: памятники А. С. Пушкину, В. И. Ленину, А. П. Чехову, монумент в память о защитниках Ленинграда.
Бывшая мастерская М. К. Аникушина является не только памятником культуры, но и филиалом Музея городской скульптуры. Поэтому здесь и по сей день проходят художественные мастер-классы, музыкальные вечера и выставки экспозиций.
Здание расположено по адресу: СПБ, Вяземский переулок, 8.
Это архитектурное пространство хранит память о вдохновенной, но трудоёмкой работе её владельца архитектора и учеников-подмастерьев.
Именно здесь был по заказу правительства создан памятник В. И. Ленину, открытый в 1970 году на Московской площади (в честь столетия со дня рождения руководителя Октябрьской социалистической революции), что отразилось на строении здания.
Правительство заказало памятник в общей сложности 16 метров в высоту. Мастерской было необходимо обширное пространство для создания столь массивной конструкции, мощное освещение и мостки вдоль стен, с которых скульптор мог осматривать свою работу и замечать в ней недочёты.
При посещении мастерской, любой желающий имеет уникальную возможность взглянуть в глаза самому В. И. Ленину, ведь в ней хранится черновой вариант головы этой легендарной личности, которая должна была находиться на верхушке в шестнадцати метрах над землёй.
Также в мастерской есть отдельная комнатка-пристройка, в которой находится композиция, созданная Михаилом Константиновичем в память о Великой Отечественной войне 1941-1944.
М. К. Аникушина не приняли на фронт по медицинским показаниям, поэтому мастер вступает в городское ополчение. Времени на скульптурные изыскания становится всё меньше, и мастерская начинает простаивать.
Всюду вокруг себя скульптор видит военные картины и уже планирует увековечить их в камне, но только спустя 30 лет после полного снятия блокады он приступает к работе. Законченную композицию можно увидеть на площади Победы.
В скульптурах подчёркнуты мужество, сила духа и несгибаемая воля ленинградцев. Отражение ужасов войны и страданий не было целью Аникушина.
Насколько известно, человеку свойственно стараться забыть плохое, оставить в прошлом и никогда не вспоминать. Однако Михаил Константинович на период реализации своего проекта воскрешал из глубин памяти воспоминания о чёрных долгих днях блокады, раз за разом переживая все подробности. Он пытался показать, насколько сплотила война горожан и как сильно была распространена взаимовыручка в окружённом городе.
А в центре композиции, по плану скульптора, должен находиться «золотой мальчик» — маленький, голый истощенный ребёнок, символ того, что город выжил и восстанавливается. Однако, правительство посчитало несолидным ставить голого мальчика в столь важный монумент, поэтому он остался лишь задумкой, эскизом в мастерской Аникушина.
Помимо таких внушительных и крупных проектов, М.К. Аникушин также работал и над мелкими заказами, а иногда и просто творил для души. Об этом наглядно свидетельствует обстановка мастерской, хранящая необъятное количество маленьких, но не менее прекрасных творений.
В конце своей жизни знаменитый скульптор захотел сделать памятник Антону Павловичу Чехову. Он потратил на него значительный период своей жизни, ведь мастер никак не мог придать необходимое положение русскому писателю и драматургу — как не посмотрит, всё не то.
Не успевши закончить своё произведение, он ушёл из жизни 18 мая 1997 года. За него закончила работу его жена, Мария Тимофеевна Литовченко, которая тоже была скульптором. Её стиль работы немного отличался от аникушинского, что можно заметить у памятника Чехова: ноги выполнены совершенно по-другому, а именно над ними и работала супруга.
Искусство и сейчас не стоит на месте. Оно, как и человек, тоже развивается, прогрессирует и идёт в ногу со временем. Теперь в мастерской Аникушина, наравне с произведениями владельца стоят для всеобщего обозрения и работы, выставленные нашими современниками. Они прекрасно дополняют общий фон этого небольшого культурного центра в Санкт-Петербурге.
Мастерская обладает особой атмосферой уюта для людей творчества. Я рекомендую посетить её всем, кто заинтересован в русской культуре и искусстве.
Мария Филиппова, фото автора, 15.11.2019
Действительно величественные произведения, особенно военной тематики. Очень понравились работы.
tiopnb
2mktpm
1o4zhr
fwq8c5
bym9wb
mb2qek