В мировой сокровищнице дворцового зодчества достойное место занимают дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга, одним из которых является Аничков дворец — величественный памятник русского дворцового зодчества середины XVIII столетия и самое старое здание Невского проспекта.
В первой половине XVIII столетия, когда набережная Невы одевалась в гранит, а город украшался площадями, проспектами и парками, на Невском проспекте вырос величественный дворец, наряду с Исаакиевским собором, Адмиралтейством, Зимним дворцом, Храмом Спаса-на-Крови ставший одной из достопримечательностей Северной Пальмиры.
Предыстория строительства Аничкова дворца
Город Петра возник не в одночасье. Постепенная застройка заболоченной местности продолжалась как при жизни государя, так и после его смерти. Замысел Великого Реформатора претворили в жизнь его преемники, превратив Санкт-Петербург не просто в красивый город, но и в величественную столицу с великолепными дворцово-парковыми ансамблями, один из которых — Аничков дворец — заслуженно находится в списке главных достопримечательностей Петербурга.
С 1710 года обширные пустующие земли болотистой поймы Безымянного Ерика (будущей реки Фонтанки) начали застраиваться домами вельмож. На месте Аничкова дворца в 1724 году располагался участок Антона Мануиловича Девиера — зятя любимца Петра I Алексашки (Меньшикова) с деревянным домом, хозяйственными службами и собственным прудом. После ареста А. Девиера участок конфисковали в императорскую казну и позднее его владельцем стал купец и лесоторговец Дмитрий Лукьянович Лукьянов.
В 1739 году специальной комиссией по обустройству города было вынесено решение о застройке Невского проспекта каменными домами, что было предложено и купцу Д. Лукьянову. Но тот, посчитав нецелесообразным строительство на отдаленном от центра тогдашнего Петербурга участке, продал его императрице Елизавете Петровне.
Дочь Петра Великого, оказавшаяся на российском престоле в результате государственного переворота при содействии братьев Разумовских, начала на приобретенном у купца Д. Лукьянова участке возведение большого каменного дворца, предназначавшегося, как поговаривали злые языки, для фаворита императрицы графа Алексея Разумовского.
История строительства императорской резиденции
В те времена река Фонтанка (Безымянный Ерик) являлась границей города и величественный дворец должен был стать украшением въезда в столицу со стороны финской слободы.
Немного ранее берега Фонтанки соединил деревянный мост, выстроенный батальоном моряков под началом полковника Михаила Аничкова, что дало название не только самому мосту, но и новому императорскому дворцу, означенному в документах на строительство «дворцом, что у Аничкова моста».
Проект каменного строения составил главный архитектор Петербурга Михаил Земцов, тяготевший к архитектурному стилю «раннее барокко». По замыслу зодчего императорская резиденция должна была выглядеть представительно. Поэтому М. Земцов сделал ее состоящей из трех частей — центрального двухэтажного корпуса с большим двусветным залом и двумя трехэтажными флигелями, соединенными с основным корпусом крыльцами.
Вблизи дворца были разбиты цветники, высажен сад и устроены фонтаны, что сделало новую императорскую резиденцию поразительно схожей с дворцово-парковым ансамблем Петергофа. К зданию, формой напоминающему вытянутую буквы «Н», со стороны, обращенной к Фонтанке, примыкал канал, завершавшийся гаванью, к которой причаливали лодки именитых гостей.
Спроектировавший и начавший в 1741 году строительство Аничкова дворца Михаил Земцов в 1743 году умер. Возведение резиденции продолжил другой петербуржский зодчий — ученик М. Земцова — Григорий Дмитриев, после кончины которого с 1746 года уже завершал постройку итальянец Бартоломео Растрелли.
Благодаря полету фантазии итальянца, и без того пышный дворец заиграл новыми красками — над боковыми флигелями появились многогранные купола, обрамленные множеством декоративных вазонов, большой парадный зал с широкой лестницей и скульптурами, часовня и парадные покои, украшенные пышными плафонами.
Во втором и третьем этаже одного из боковых флигелей зодчий расположил церковь Воскресения Христова с трехъярусным резным с позолотой иконостасом и богатой церковной утварью. В настоящее время этот иконостас украшает Владимирский храм, расположенный на Владимирской площади города.
Аничков дворец как императорский подарок
В 1754 году строительство императорской резиденции на Невском было полностью завершено, и спустя всего три года, в 1757 году государыня Елизавета Петровна, как и предполагалось, подарила ее своему любимцу — графу Алексею Разумовскому.
Великолепный дворцовый ансамбль с регулярным садом, фонтанами, аллеями, отгороженный от Невского проспекта каменной стеной, часто служил местом отдыха для государыни и вельмож, с удовольствием присутствующих на маскарадах и представлениях итальянской оперы.
Частыми гостями во дворце были многие известные люди своего времени — первый действительный адъюнкт (член) Петербуржской Академии Наук и секретарь графа А. Разумовского Василий Ададуров, адъютант вельможи, яркий представитель русской литературы XVIII столетия, поэт и драматург Александр Сумароков, некоторое время даже проживавший во дворце.
Постоянно в Аничковом дворце граф А. Разумовский не жил, переехав в него только в 1761 году после преставления государыни Елизаветы Петровны и оставаясь в нем до самой своей кончины в 1771 году.
После этого усадьба перешла во владение брата графа – гетмана Кирилла Разумовского, который абсолютно не интересовался благоустройством усадьбы, полностью поглощенный строительством резиденций в Батурине и Глухове. Постепенно огромный пышный дворец пришел в упадок, поэтому в 1776 году он был выкуплен у гетмана в казну.
С тех пор Аничков дворец выступал подарком либо на свадьбу, либо на именины, либо в поощрение за особые заслуги перед государями и Отечеством. В 1776 году государыня Екатерина II, по примеру предшественницы Елизаветы Петровны, подарила дворец своему фавориту – Светлейшему князю Григорию Потемкину, присовокупив к подарку сто тысяч рублей — астрономическую для того времени сумму — для обустройства усадьбы.
В течение 1776-1778 годов над изменением внешнего облика усадьбы трудился русский архитектор Иван Старов. К основному корпусу дворца был надстроен третий этаж, боковые флигели соединены с центральным объемом массивным карнизом, убрана лепнина и вазоны, засыпана гавань.
Большой регулярный сад был заменен пейзажным парком с прудом в его центральной части и островом. Также появились: галерея, где проходили всевозможные празднества и маскарады, колоннада, жилые и хозяйственные постройки, фасадами выходившие на улицу Садовую, а на юго-запад от дворца — каменное здание кухни.
Изменения только украсили Аничков дворец. Преобразившееся здание, принявшее строгий и одновременно величественный вид строения в классическом стиле стало выглядеть еще более торжественно.
Владел дворцом Светлейший князь Г. Потемкин недолго. Остро нуждавшийся в деньгах фаворит Екатерины II продал Аничков дворец купцу Никите Шемякину, у которого в 1785 году он был вновь куплен в казну. А уже в 1793 году по указу Екатерины II архитектор Егор Соколов составил новый проект Аничкова дворца, в котором императрица решила расположить Императорский Кабинет.
Аничков дворец как резиденция двора Романовых
В результате переделок дворец со стороны Фонтанки оградил новый кованый забор. Центральная парадная и церковная лестницы, до тех пор бывшие деревянными, были заменены каменными с железными перилами. Разобрана терраса, заново отштукатурено главное здание, восстановлена лепнина, в помещениях заменены перегородки, окна, двери, настланы новые полы, украшены изразцами печи.
В 1795 году в одном из павильонов дворца располагалось книгохранилище братьев Андрея и Иосифа Залузских, собравших менее чем за полвека 200 тысяч томов книг и подаривших это драгоценнейшее собрание фолиантов северной столице. Рукописи и книги хранились в Аничковом дворце до 1801 года, пока для них на углу Невского проспекта и улицы Садовой не выстроили отдельное здание, в котором разместилась первая в России Императорская публичная библиотека.
В конце XVIII начале XIX столетий территорию усадьбы значительно уменьшили, указом императора Павла I передав западную ее часть Театральной дирекции, с тех пор ставшую частью Театральной площади (сейчас площадь Островского), а в 1802 году указом государя Александра I отдав южную часть петербуржским купцам. В 1803-1805 годах по проекту зодчего Джакомо Кваренги там выстроили два корпуса торговых рядов, соединенных между собой открытой колоннадой и отдельное здание Императорского Комитета, закрывшее обзор Аничкова дворца со стороны одноименного моста.
В 1809 году владелицей дворца стала великая княжна Екатерина Павловна (сестра императора Александра I), получившая его в качестве подарка на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. Обустройством усадьбы занимался зодчий Л. Руска, изменивший интерьеры и немного перестроивший боковые флигели дворца.
Так, в одном из флигелей зодчий устроил помещение бани и переоборудовал апартаменты хозяев, в другом — в бельэтаже расположил большой танцевальный зал, ротонду и устроил новую (Буфетную) лестницу. Залы и комнаты Л. Руска оформил в классическом стиле, после всех реконструкций и реставраций сохранившемся до настоящего времени только в Танцевальном зале, Большой столовой и декоративных композициях над дверными проемами.
С начала XIX столетия, когда овдовевшая Екатерина Ольденбургская вновь вышла замуж и навсегда покинула Российскую империю. Более века в Аничковом дворце находилась одна из резиденций двора Романовых: — место, где устраивались пышные официальные приемы, всевозможные маскарады с фейерверками и блистательные придворные балы.
В 1817 году император Александр I вновь подарил дворец, на этот раз младшему брату — будущему государю Николаю I Павловичу, также на свадьбу последнего с прусской принцессой Шарлоттой (позднее государыней Александрой Федоровной).
Для молодой царской четы в 1817-1821 годах дворец также реконструировали. Автором проекта стал известнейший архитектор своего времени Карл Росси, который, не нарушив целостность ансамбля, привнес в его облик некоторую простоту и благородство.
К южному фасаду Конюшенного (Сервизного) корпуса пристроили здание Манежа, к Театральной площади обратили фасады двух павильонов, засыпали пруд и разбили на его месте пейзажный сад, отделенный от хозяйственного двора Конюшенным корпусом. Между павильонами и со стороны Невского проспекта выстроили чугунную ограду, южный павильон соединили с Манежем каменным забором, что придало усадебной композиции полную завершенность. Фасады павильонов К. Росси украсил статуями древнерусских витязей, в каждом из павильонов устроил обращенный к саду зал, украшенный колоннами и лепными панно.
Большие работы были проведены в интерьерах дворца: затянуты атласом и бархатом залы, остальные помещения расписаны под мрамор, установлены новые камины, печи, повешены люстры, оновлена мебель.
С того времени Аничков дворец стал резиденцией «малого двора» и получил название Собственного. После воцарения в 1825 году Николай I присвоил дворцу статус императорского, по несколько месяцев в году проживая в нем с семьей.
Государь Николай I был страстным коллекционером, поэтому в помещениях Аничкова дворца хранилась огромная коллекция произведений искусства. Во дворце часто устраивались пышные балы, на которых блистала юная супруга А. С. Пушкина красавица Наталья Гончарова. В нем же родилась одна из дочерей государя – великая княжна Ольга Николаевна, и воспитывался под началом поэта-романиста Василия Жуковского наследник престола – будущий монарх Александр II. Именно ему, вступившему в 1841 году в брак с принцессой Гессенской (в будущем государыней Марией Александровной), Аничков дворец и был подарен на свадьбу.
Шли годы, менялись владельцы Аничкова дворца, но он все так же являлся Петербургской резиденцией «малого двора», в которой бурлила жизнь – проходили официальные приемы, давались балы, ставились спектакли, рождались престолонаследники, разыгрывались трагические и романтические истории.
В 1866 году сын государя Александра II, в будущем самодержец Александр III, как и отец, получил дворец в качестве подарка на свою свадьбу с датской принцессой Дагмарой (в православии Марией Федоровной). Усадьба настолько нравилась государю Александру III, что он проводил в ней большую часть своего времени, отведенного не только для отдыха, но и для работы.
Для каждого из новых владельцев преобразовывался внешний вид и менялось внутреннее убранство дворца. Над этим на протяжении XIX столетия трудились такие известные зодчие и художники, как Захар Дильдин, Андрей Штакеншнейдер, Эрнест Жибер, Ипполит Монигетти, Карл Рахау, Максимилиан Месмахер, Юлий Бенуа.
В результате перестроек и усовершенствований Аничков дворец стал сложным инженерным сооружением со своей системой водопровода, канализации, отопления и вентиляции.
В начале прошлого столетия Аничков дворец еще оставался императорской резиденцией Романовых. В нем постоянно проживали вдовствующая государыня Мария Федоровна и великий князь Михаил Александрович, для которых обновлялись интерьеры. А для великого князя в 1902 году была устроена винтовая лестница в западном крыле здания, где находились его апартаменты.
Дворец пионеров
После грянувшей в 1917 году революции Аничков дворец новая власть национализировала, а с октября 1918 года по 1934 год в нем размещался Музей города. За это время бывшую императорскую резиденцию посетило несколько десятков тысяч человек. Постепенно многие предметы быта и коллекция произведений искусства были распроданы, остальные вывезены из дворца и рассортированы по разным хранилищам.
В 1935 году в судьбе Аничкова дворца снова произошли изменения – его реконструировали в Дворец пионеров, для чего по проекту советских архитекторов Александра Гегелло и Давида Кричевского разобрали своды в цокольном этаже, несколько несущих стен и перегородок, помещения переоборудовали в игровые комнаты, в бывшей церкви устроили кинолекционный зал на триста мест.
Две комнаты дворца советские художники расписали сказочными сюжетами по мотивам сказок А. С. Пушкина и произведений М. Горького. К зданию Императорского Кабинета архитекторы пристроили новые корпуса, в которых разместились студии творчества, учебные лаборатории и классы.
Дворец пионеров действовал до самого начала Великой Отечественной войны, пока в октябре 1941 года в нем не оборудовали военно-полевой госпиталь, проработавший без малого полтора года. Дворец часто обстреливали, и в результате прямого попадания артиллерийского снаряда в Главный корпус была значительно повреждена его кровля и полностью разрушен Зимний сад, созданный еще в 1874 году архитектором К. Рахау.
После прорыва блокады города в 1944 году поврежденные здания ансамбля Аничкова дворца были восстановлены и в них вновь зазвучали детские голоса – Дворец пионеров возобновил свою работу.
В 70-х годах минувшего столетия здание бывшего Манежа реконструировали и в нем разместились спортивные помещения для фехтовальщиков, боксеров и гимнастов.
В настоящее время бывшая императорская резиденция называется Дворцом творчества юных, преобразованным из Дворца пионеров в 1990 году. С 1989 года в Сервизном (Конюшенном) корпусе усадьбы располагается Аничков лицей – престижная общеобразовательная школа с научным уклоном. С 1991 года в усадьбе работает Музей истории, который ежегодно посещает огромное количество людей, открывая для себя эту страничку прошлого России.
Оставить комментарий