Памятник русского дворцового зодчества последней четверти XVIII столетия, включенный в перечень объектов культурного наследия России и ЮНЕСКО. В настоящее время является дворцом-музеем декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX столетий.
Предыстория строительства Елагина дворца
На карте Санкт-Петербурга, изначально строившегося на островах, зеленым уголком обозначен Елагин остров с живописной природой и великолепным дворцом. В прошлом — летней резиденцией императорской фамилии Романовых, в настоящее время – Елагиноостровским дворцом-музеем декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX столетий.
Еще в 1709 году государь Петр I подарил этот самый северный из расположенных в дельте Невы островов видному в те годы государственному деятелю, барону Петру Павловичу Шафирову. Для вельможи был выстроен загородный особняк с хозяйственными постройками и домиками для прислуги.
В 1723 году П. Шафиров попал в немилость к государю, его имущество было конфисковано в казну, а уже в 1724 году остров со всеми зданиями перешел сподвижнику Петра Великого дипломату, графу Петру Ивановичу Ягужинскому, владевшему им чуть более полвека.
В 1771 году загородную резиденцию у наследников П. И. Ягужинского выкупил екатерининский вельможа Алексей Петрович Мельгунов, человек светский, любящий веселье и пышные приемы. Именно во дворце на Мельгуновом острове, как стали называть его по фамилии нового владельца, устраивал сановник балы для петербуржской аристократии. Частым гостем во дворце был известный поэт Гаврила Державин, даже посвятивший оду радушному хозяину и самой резиденции.
Спустя шесть лет А. П. Мельгунова назначили генерал-губернатором Ярославля, поэтому он продал остров Светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину-Таврическому, который, в свою очередь, уступил его видному масону, историку Ивану Перфильевичу Елагину. И с 1777 года остров получил название «Елагин», несмотря на последующую неоднократную смену владельцев, сохранившееся до наших дней, хотя в официальных документах он числится как Центральный Парк культуры и отдыха имени Кирова.
Дворец при обер-гофмейстере двора И. П. Елагине
Екатерининский вельможа И. Елагин, не стесненный в средствах, решил выстроить на острове новый дворец, подчеркивающий его статус солидного и весьма богатого человека. К сожалению, ни точного описания дворца, ни имени зодчего, построившего для И. Елагина загородный особняк, в исторических документах не сохранилось, хотя многими исследователями авторство приписывается итальянскому архитектору Джакомо Кваренги, только начинавшему в те годы карьеру при дворе императрицы Екатерины II. Известно только, что здание, возведенное в стиле раннего классицизма с использованием основ древнегреческой и римской храмовой архитектуры, находилось в восточной части острова, в самой высокой его точке.
К господскому дому примыкал Зимний сад, домовая Свято-Николаевская церковь, в богатейшем погребе хранились дорогие заморские вина. Вокруг острова, опоясанного высоким земляным валом с проложенной по нему дорогой и обсаженного деревьями, простирался большой регулярный сад с сетью тропинок, выводящих к небольшим рукотворным прудам. До настоящего времени еще с тех времен сохранились два дуба, называемые «елагинскими».
Также была устроена система шлюзов, сохранившаяся до наших дней, правда, укомплектованная более современным оборудованием, и каменная, обращенная в сторону Каменного острова, набережная с 12 медными пушками.
И. П. Елагин, как и предыдущий хозяин острова А. П. Мельгунов, очень любил гостей, поэтому в его загородном доме часто проводились всевозможные увеселительные мероприятия, которые посещала и государыня Екатерина Великая. А в летнее время по парку мог прогуляться любой желающий, отчего он считался публичным садом.
Елагин дворец при Романовых
После смерти И. П. Елагина в 1794 году остров еще несколько раз перепродавался. В 1807 году его купил граф Григорий Орлов — сын младшего из известных братьев Орловых – Владимира. У него в 1817 году и выкупил усадьбу за 350 тысяч рублей государь Александр I, решивший подарить этот тихий и уютный уголок Петербурга своей матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне.
Для государыни, постоянно проживающей в Павловском дворце – подарке супруга, императора Павла I, посещение загородного Гатчинского дворца давалось с трудом. Вот для ее нужд и был куплен еще один дворец, ставший летней резиденцией Романовых.
Непростая задача — перестроить Елагин дворец для императорской фамилии — была возложена на российского зодчего с итальянскими корнями Карла Ивановича Росси. Эта работа стала для архитектора первым самостоятельным проектом, который он вместе с единомышленниками — скульпторами, живописцами, декораторами-лепщиками профессионально воплотил в жизнь.
Карл Росси сохранил стены елагинского господского дома, реконструировав его в великолепный трехэтажный, увенчанный куполом дворец, который соединил в себе и пышность императорской резиденции, и уют немецкого загородного дома. Помимо этого, в усадьбе появились служебные помещения (Кухонный и Конюшенный корпуса) и живописный пейзажный парк по английскому типу, созданный мастером-садоводом Джозефом Бушем. Были очищены пруды, разбиты новые дорожки, посажено огромное количество кустов сирени (вдовствующая императрица любила их аромат), а также благоустроены музыкальный павильон и павильон у пристани, оранжереи елагинских времен, в которых росли любимые цветы государыни Марии Федоровны — розы.
Все здания архитектурного ансамбля, живописно разбросанные по парку, визуально объединила между собой площадь Масляного луга – большое луговое пространство, на котором устраивались массовые гуляния на Масленицу.
В центре композиции расположился новый трехэтажный императорский дворец, увенчанный куполом, главный фасад которого украсили портики с колоннами, а парадный вход – пышная лестница с чугунными фигурами львов у самого ее начала и широкие пандусы для въезда конных экипажей. Противоположной части дворца, обращенной к саду, зодчий придал форму ротонды, также украсив ее портиками с колоннами и большими окнами, и расположив в ней великолепный Овальный зал. Третий этаж над ним заняла дворцовая Свято-Николаевская церковь. Из Овального зала открывался чудесный вид на Среднюю Невку и сад, к которому вела широкая двухмаршевая полукруглая лестница, украшенная декоративными мраморными вазами.
Интерьеры Елагина Дворца
Даже Конюшенный и Кухонный корпуса Карл Росси оформил в едином с главным зданием классическом стиле, отчего весь ансамбль приобрел завершенность и доскональность.
По желанию государя Александра I зодчий спроектировал не только новые интерьеры дворца, но и каждую их деталь, включая оформление стен, мебель, двери. Кстати, в первом этаже дворца более двадцати дверей, и каждая из них эксклюзивна. Изготовленные из разных ценных пород дерева, они богато украшены позолоченной резьбой, а дверь в кабинет императора еще и бронзой.
Люстры столовой также удивительны – каждая из них была оснащена небольшими бубенчиками, легко звеневшими во время парадных обедов от поднимающегося вверх тепла зажженных свечей.
Внутреннее убранство дворца гармонировало с его внешним видом. Каждая из гостиных, кабинетов и опочивален имела свой, неповторимый вид. Например, Овальный зал, Голубая и Малиновая гостиная были отделаны штофами, заключенными в позолоченные резные рамы, которые гармонировали со стенами, облицованными искусственным мрамором.
Овальный зал был украшен полуколоннами и статуями, купол выделялся затейливым орнаментом. Одна из комнат была полностью облицована мрамором белого цвета, сходство которого с фарфором было поразительным, за что и получила название Фарфорового кабинета. Другие комнаты также были обтянуты тончайшим шелком, богато украшены лепниной, скульптурами и росписями, гармонирующими с цветом мрамора и мебелью.
Над оформлением интерьеров дворца вместе с К. Росси работали известные мастера того времени: живописцы Джованни Скотти, Антонио Виги, скульпторы Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, а также резчики по дереву, мраморщики.
В 1821 году реконструкция дворца была завершена, и он так понравился августейшей матери, что в августе того же года Карл Росси был одарен Александром I алмазными подвесками к ордену святой Анны. Восхищение от рукотворной красоты дворца испытывали и многочисленные гости императрицы, а некоторые даже посвящали ему стихи. А перу пиита Серебряного века Николая Агнивцева принадлежит сравнение Елагина острова с «цветком в петлице Петербурга».
Государыня недолго радовалась уюту летней резиденции – в 1828 году она умерла. После ее кончины Елагин дворец постепенно превратился в один из запасных дворцов российских монархов, не часто ими посещаемых, но предоставлявших резиденцию на острове своим приближенным.
Так, летом 1907 года по приглашению императора Николая II во дворце жил премьер-министр и видный государственный деятель Петр Столыпин. Гостями во дворце в разное время были: министр финансов и путей сообщения Сергей Витте, председатель Совета министров империи Владимир Коковцов и министр внутренних дел Иван Горемыкин.
Судьба дворца в XX – XXI столетиях
До 1917 года Елагин дворец был собственностью фамилии Романовых, но после смены государственного строя и прихода к власти большевиков, его национализировали и открыли Музей истории и быта, действовавший до 1928 года. Сюда свозили ценные экспонаты из закрывшихся усадеб Крестового и Каменного островов.
Но после того, как в начале 30-х годов XX столетия были созданы организации «Госфонд» и «Антиквариат», музей был закрыт, а уникальная мебель, выполненная по эскизам К. Росси, и дворцовые художественные ценности постепенно были утеряны – часть передана в другие музеи, часть продана.
После этого некоторое время здания дворца были заняты филиалом Института растениеводства АН, а в 1932 году — однодневной базой отдыха (после открытия Центрального парка культуры и отдыха). Музыкальный павильон переоборудовали в молочный буфет, Кухонный корпус – в базу отдыха пионеров и школьников, Конюшенный корпус – в ресторан. Для отдыха трудящихся перепланировали парк: проложили новые дорожки, выстроили здание летнего театра, беседки и киоски.
В годы противостояний с фашистской Германией в начале 1942 года Елагин дворец был почти полностью разрушен. Снаряд, попавший в подвал здания через трубу дымохода, привел к сильному пожару, в результате которого обрушилась кровля и перекрытия между этажами, из-за огня были утеряны великолепные интерьеры.
Сразу по окончании Великой Отечественной войны талантливый ленинградский реставратор Василий Савков по крупицам собрал уцелевшие куски мрамора и фрагменты росписей и лепнины, сделав эскизы утраченных интерьеров. Именно эти эскизы стали той основой, по которой в 1952 – 1960 годах командой архитекторов-реставраторов, художников, паркетчиков, мастеров прикладного искусства под руководством Михаила Плотникова были проведены ремонтно-реставрационные работы, позволившие полностью восстановить в первоначальном виде парадные залы I этажа и, по отдельным архивным документам – интерьеры II и III этажей.
В 1961 году Елагин дворец открыл свои двери для посетителей, вниманию которых были представлены выставочные залы с коллекциями фарфора, художественного стекла, вышивки, изделий из металла и дерева на первом этаже, бильярдные залы и комнаты отдыха на втором, и танцевальный зал, разместившийся в помещении бывшей дворцовой церкви — на третьем.
Елагиноостровский дворец-музей
С 1987 года бывшая императорская резиденция имеет статус Елагиноостровского дворца-музея декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX столетий. В парадных залах I этажа проводятся всевозможные культурно-развлекательные мероприятия и костюмированные балы в стиле эпох император Петра I, государынь Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. А также демонстрируются коллекции скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства начала XIX столетия.
Второй этаж дворца занимают экспозиции вариантов оформления интерьеров домов русских вельмож и состоятельных горожан, увлеченных историческим стилем и стилем «модерн» во II половине XIX – начале XX столетий.
Елагинский парк – одно из любимых мест отдыха петербуржцев. В теплое время года там работают детские аттракционы, каждые выходные играет духовой оркестр, проводятся творческие и музыкальные вечера, для туристов организовываются фуршеты и пикники на свежем воздухе, летом дети и молодежь катаются на велосипедах и роликах, а зимой дорожки парка в распоряжении лыжников и конькобежцев.
Елагин дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также вышивки и изделия из дерева и металла.