Принято считать, что сырые заболоченные земли, на которых расположился наш город Санкт-Петербург, были почти не пригодны для жизни. Однако, это не совсем так, вернее, совсем не так. Эти территории издревле были населены в основном финно-угорскими народами: ижорцами, чудью, вожанами.
Но, к сожалению, на сегодняшний день эти народности ассимилировали и смешались с русскими, пришедшими на эти земли задолго до начала строительства северной пальмиры.
По данным переписи 1989 года вожан осталось всего 62 человека, ижорцев насчитывалось 449 человека. Вепсам (чуди) удалось сберечь свою культурную идентичность – 12501 человек, причем, согласно переписи, половина из них проживала в Ленинградской области, а половина – в Кемеровской.
Территория современной Ленинградской области по обоим берегам Невы и районы западного Приладожья в допетровские времена имела гордое название – Ингерманландия или Ижора.
Ижора
На сегодняшний день существует три версии происхождения слова «Ингерманландия». Согласно трактовке финно-угроведов, у него финский корень «inkeri maa», что в переводе значит «прекрасная земля». Другие исследователи утверждают, что слово произошло от названия реки Ижора, по берегам которой и проживала эта народность. В летописях времен Рюриковичей говорится: «гда та роди сына Ингоря, даде ей обесчанный при море град с Ижарою в вено». Третьи источники говорят о жене Ярослава Мудрого, Анне, первое имя которой Ингигерда.
Как бы то ни было, все версии сходятся в том, что в первом тысячелетии нашей эры ижорцы вышли из группы карельских народностей и относятся к финно-уграм. Себя ижорцы называли карьялайсет, инкерикот, ингеройсет. Первые письменные упоминания об этом племени найдены в булле папы Александра III Упсальскому епископу Стефану (приблизительно 1164 г.), запрещающей продавать оружие воинственным языческим племенам саамам, води, карелам и инграм.
В те времена ижорцы уже были тесно связаны с восточнославянскими племенами и входили в состав Новгородской республики. Наши предки именовали все народности, населявшие Карельский полуостров, «чудью» и ижорцев особо из них не выделяли. Но, когда карелы и ижорцы вторглись на русские территории в XIII веке, в хрониках есть упоминания об этом племени, характеризующих его как ловкий и хитрый народ. После падения Новгородского княжества с момента создания Русского государства ижорцы активно ассимилировали с русским населением, приняв православие.
В смутные времена Ингерманландия в 1617 г. стала провинцией Швеции и началась ассимиляция ижорцев с финнами, среди которых были широко распространены протестантские течения в христианстве. Их потомки, приняв лютеранство, стали называться «инкери» и получили свою ветвь культурного развития. До наших времен ижорцы и инкери обходят друг друга стороной из-за противоречий в религиозных концессиях.
Чем занимались ижорцы
Не зависимо от религиозных предпочтений ижорцы в основном являлись земледельцами — выращивали рожь, капусту, ячмень, репу, овес, с XIX в. картофель, занимались животноводством. Что характерно, рогатый скот сгоняли в коллективные стада, которые выпасались наемными пастухами.
Ижорцы зарабатывали на рыбалке, особенно, на зимнем, подледном лове корюшки, кильки, салаки. Причем в этом принимали участие не только мужчины, но и женщины. Рыбалка могла длиться не один день, уходить приходилось далеко вглубь Финского залива, поэтому для ночевок сооружали специальные деревянные «будки».
Кроме рыбалки ижорцы занимались отхожим промыслом, часто их можно было встретить среди питерских извозчиков, заводских рабочих или наемных работников в богатых крестьянских хозяйствах. Но самым распространенным среди ижорцев был наем в пастухи (сойколовские пастухи).
Элементы ижорского быта
Свои жилища ижорцы строили из бревен, кто побогаче, из камня. Дома в поселениях стояли по соседству с избами русских, води, ингерманландских финнов. Ижорские хозяйки славились своими киселями, творогом и простоквашей, мясными пирогами. А вот основным напитком для ижоров было пиво.
До наших времен не сохранились традиции ижоров в мужской одежде, она почти не отличается от русской. А вот женский наряд, напротив, достаточно сильно отличался от присущих славянам сарафанов. Женская рубаха (рятсиня) имела характерный крой и застежку – фибулу, на рубаху одевали два полотнища на лямках, которые накидывали на плечи. На левое плечо одевали полосатый, украшенный по краю разноцветными полосками ткани, хурстут, он прикрывал правый бок. Через правое плечо продевали аануа — это полотнище было либо синим, либо черным и прикрывало левый бок. Поверх всего этого ижорки одевали богато расшитый бисером шелковый или шерстяной передник (полле). Иногда они носили юбки (хурстут), которые не имели боковых швов.
Завершал наряд убор в виде прикрывающего голову платка-полотенца (сапано). Ноги ижорцы обматывали суконными обмотками (риват) красного цвета, носили поршни, которые изготавливали из цельного куска несшитой сыромятной кожи, или шитые улиги.
Традиции ижорцев
До принятия христианства ижорское племя поклонялось камням и деревьям, с духами общались при помощи жрецов – арбуи. Языческие корни имел обычай на Егорьев день (по старому стилю 23 апреля) обходить скотные дворы с ножом в зубах. А еще этот день считался бабьим, замужние женщины собирались в одном из дворов на совместную трапезу, обязательным атрибутом которой была яичница.
Празднование Иванова дня 24 июня почти не отличалось от русских традиций: те-же костры, гуляния и гадания. В Петров день (по старому стилю 29 июня) ижоры ходили в священные для них рощи и оставляли там духам леса съедобные жертвоприношения.
Интересны свадебные традиции ижор. Сватовство делилось на три этапа:
- в первый приезд сват посещал дом невесты и предлагал замужество,
- ответ он получал только во второй приезд, при этом совершался обряд обмена залогами,
- обручение могло произойти только во время третьего посещения.
При этом и во время второго, и во время третьего посещения все, кто участвовал в сватовстве, в обязательном порядке должны были курить табак.
Накануне свадьбы невеста с подружками исполняли свадебные причитания. И жених, и невеста совершали определенные ритуалы в бане. После венчания молодожены разъезжались по домам родителей, где каждый со своими гостями отмечали это событие, причем свадебный каравай (куппелилейбя) никто не ел. А невесту жених мог забрать в свой дом только на следующий день, при этом невеста обменивалась подарками с родней жениха.
Обряды похорон ижор тоже имели архаические приметы: покойников хоронили не на кладбищах, а в священных рощах. В могилу обязательно клали шерстяные вожжи, нож и съестные припасы. Обряд погребения сопровождался исполнением причитанний, которые пели профессиональные плачеи.
Полное обрусение этой народности началось в петровские времена после строительства Санкт-Петербурга. А в конце XVIII ижорские поселения было уже трудно отличить от русских. В тридцатые годы прошлого века, эта народность была насильно расселена и практически утратила свою национальную самобытность.
Водь
Первые документальные упоминания о народности водь, подобно ижорцам, жившей в Ингерманландии вдоль побережья Чудского озера, реки Наровы, и на Ижорском плато относят к новгородским хроникам времен Ярослава Мудрого. В «Уставе о мостех» 1069 года говорится о вожанах, которые, дабы не платить дань княжеству, вместе с половцами напали на Новгород и проиграли битву.
Сами они себя называли вадьялайн, вяддя. Археологические находки, датируемые IV – VII вв. говорят о том, что народность водь пришла на эти земли с северных районов Эстонии и является этнически родственной западным эстонским племенам.
В Новгородском княжестве водь жили в отдельной административной единице – Водской пятине, именно там археологи обнаружили берестяные грамоты, написанные кириллицей на карельском языке, родственном вожанам. Племя водь принимало участие в войнах против шведов и немецких крестоносцев, основав город-крепость Ям-Ямбург (Кингисепп).
Побывав под шведами в смутные времена, водь снова оказались в России в 1703 году. После завоевания этих земель Петром I часть вожан была насильственно переселена в Казань, а освободившиеся места были заселены русскими. С той поры началась активная ассимиляция этой народности с восточными славянами.
Исследователи средних веков отмечают, что вожане-мужчины отличались хваткостью и сноровистостью, острым, быстрым разумом, храбростью и ловкостью в бранном деле. А женщин описывают веселыми, высокорослыми, светло-русыми красавицами, одетыми в расшитые бисером и колокольчиками одежды. Отмечают они также способности вожан к упорному труду и достижению достатка.
До 1534 года в водских деревнях еще сохранялись языческие капища, однако по указу царя Ивана Васильевича, с ними люто боролся новгородский архиепископ Макарий. В результате со временем водь стала полностью православной, и, не смотря на тесное соседство с протестантами – финнами и инкери, браки с иноверцами строго пресекались.
Свадебные традиции вожан
При достижении 15-летнего возраста юноша водь мог взять себе 14-летнюю девушку в жены. О своем желании жениться вожанин сначала сообщал священнику для того, чтобы определить степень родства с будущей женой и не допустить кровосмешения. Получив от священника положительный ответ, юноша делал предложение девушке.
Священник проводил обряд тайного обручения и только после этого о предстоящей свадьбе узнавали родители невесты. При этом известии мать невесты поднимала крик на весь дом, хватала дочь за волосы и не отпускала до тех пор, пока юноша не обрезал девушке косу. Волосы торжественно вручались жениху со словами: «Возьми косу вместе с головой, будь ее господином, а она да будет твоей рабой».
Дальше обряд венчания не отличался от уже привычного нам, православного. Но придя в дом мужа, невеста попадала в руки незамужних родственниц жениха. Они проводили невесту в избу, ставили ее справа от двери, а сами располагалась слева. При этом невеста должна была кланяться им до самого вечера. А когда несчастная новобрачная падала от усталости, ее укладывали на постель. Жениху, для того, чтобы выкупить постель с невестой, приходилось одаривать девушек богатыми гостинцами. Свадебные торжества и гуляния длились 2 дня.
К сожалению, подобно ижорам, вожане со временем также утратили свою этническую самобытность, растворившись в русской культуре. В их древнем наречии отсутствует слово «нет», а еще у них была поговорка «Земля – будет, деревья – будут, а вожан не будет».
Но в наше время в 2 деревнях Кингисеппского района Лужицы и Краколье проживает 72 вожанина, которые пытаются по крупицам возродить язык и древнюю культуру своего народа. В Лужицах ежегодно проводится фольклорный певческий фестиваль вожан.
Вепсы
История нам рассказывает еще об одном почти утраченном народе – вепсах, который известен еще как чудь, вепсь, бепслаажед; тягалажет, мейдянкельхийжед, тямякельхийжед, людиникад, чухарид, еудикее, людикелед, вепслайне. Ареал его исторического проживания – Карелия — Прионежский район, районы Ленинградской, Кемеровской и Вологодской областей. Вепсы относятся к беломоро-балтийской расе, по языковой принадлежности – к финно-уграм. Письменность этой народности имеет латинскую основу.
Первые археологические артефакты, имеющие отношение к этому племени найдены в вепских курганных могильниках и датируются второй половиной первого тысячелетия нашей эры. Самые ранние письменные упоминания о вепсах встречаются в трактатах VI в. готского летописца Иордана, в которых дано описание племени «вас». В Х в. араб Ибн Фадлан писал о народе «вису», а в габсбургских хрониках Адама Бременского упоминается о людях «vespe». Русские летописцы писали о народе «весь», видимо подразумевая земли, населенные разными народностями.
Современные археологи и историки считают, что вепсы – выходцы из юго-восточной Прибалтики. Они в І тысячелетии пришли на земли между озерами – Ладожским, Белым и Онежским. Но с конца І тысячелетия эти территории начинают активно осваивать и русские, поэтому начинается интеграция вепсов в древнерусскую культуру и государство.
За 4 столетия вепсы расселились вдоль Онежского перешейка и северного побережья реки Свирь, смешавшись там с карелами, образовали этнос, который называют людики и ливвики. Освоив бассейн Северной Двины, вепсы ассимилировали с коми и славянами.
Чем занимались вепсы
Испокон веков этот народ занимался земледелием, скотоводством, лесозаготовительным, камнеломно-камнетесным, гончарным, бондарным, сапожным, скорняжным, катовальным рыболовным и охотничьим промыслом. Славятся вепсы своей искусной резьбой по дереву, берестяным плетением, вышивкой и гончарными изделиями.
Поскольку на землях проживания вепсов промышленное производство никогда не было развито, это привело к значительному оттоку населения в другие более развитые регионы.
Элементы быта вепсов
Традиционная национальная одежда чуди имеет много схожего с одеждой славян северной части России. Но, все-же отличается своими характерными особенностями. Мужские штаны имели узкий ход, а рубахи шили из неокрашенной ткани, которую украшали вышивкой по вороту, подолу и рукавам. Женский наряд имел два варианта:
- в основе первого лежал сарафан,
- в основе второго – юбка.
Синий шестиклинный сарафан шили из домотканого холста. Под него одевали длинную рубаху с плечевыми вставками, украшенную по подолу, вороту, рукавам и вставкам богатым орнаментом – вышивкой, а поверх сарафана – черный передник.
Юбки шились из домотканого холста или шерсти. Носили ее с рубахой. В праздничном варианте к юбке одевали кофту из однотонной покупной ткани (kazakk). В качестве головного убора замужние женщины предпочитали сборник и повойник. Носили вепсы холщовые или суконные кафтаны, шубы из овчины. Шубы имели прямой крой и шились без воротников. Верхнюю одежду повязывали поясом.
На ногах у вепсов, как правило, были лапти из бересты и ступни с высоким (kotad, kotikod) и низким (stupnid) голенищем. На зиму обували валенки или сапоги.
В основной рацион вепсов входил ржаной хлеб (leib), различные коржики без начинки (иupnik, kosґak, testдnik), круглые открытые пироги, начиненные смесью яйца и манной крупы (levaљ), калитки, сканцы. Особо популярны были сканцы на ячменном тесте с начинкой из толокна и сметаны (skancad), которые было принято есть с мясом.
Славились вепсы и своими блинами на овсяной муке, начиненными волнушками, творогом или брусникой. На гороховой муке, которую взбивали со снегом, вепсы пекли оладьи и называли их снежинками (luminikad).
Традиции вепсов
Православие вепсы приняли в тоже время, что и вожане, и ижоры. Поэтому они соблюдают принятые в православном христианстве праздники. Свадебные обряды ничем не отличаются от русских.
Погребальная традиция вепсов, напротив, имеет кардинальные различия. У них приято справлять веселые похороны, во время которых по завещанию покойного исполняются его любимые песни, играют на его инструментах. Во время похоронной процессии принято дарить пирог на полотенце (если хоронят мужчину) или на платке (если хоронят женщину) первому, кто повстречается на дороге к кладбищу. Крест на могилу ставили после 40 дней, а до этого там стояла палка. В некоторых селениях принято могилу покрывать широкой доской. На детские могилы вместо крестов высаживают можжевеловые деревца.
Не утратила эта народность и своих языческих истоков. До сей поры, они почитают духов можжевельника, ели, ольхи и рябины. Бабушки рассказывают своим внукам предания и сказки о бекасе, медведе, ласточке, ястребе, щуке, и змее, дарящей счастье (ozamadooћet).
Существуют мифы о домовом, хлевяном, дворовом, воляном, лесном, банном, земляном хозяине. Причем эти духи выступают в роли главы семейства, у которого есть жена и дети.
Этот немногочисленный народ смог сберечь свою культурную самобытность. С 80-х годов ХХ века появились сообщества вепсов, которые пытаются возродить вепскую письменность, родной язык и присущие вепсам традиции.
Не правда ли удивительно, что на такой сравнительно небольшой территории жили такие разные народы?
Елена Степанская, © жизнь-спб.рф
Оставить комментарий