Стоял себе на Лахтинской улице «Дом с Мефистофелем» уже больше 100 лет, находился под государственной охраной как памятник архитектурного наследия. Экскурсоводы иногда останавливались возле него и рассказывали туристам о том, что это здание, было построено в 1911 году популярным в ту пору архитектором А.Л. Лишневским для себя в качестве доходного дома.
Творение Лишневского
Самым известным строением архитектора является «Дом с башней на пяти углах» в стиле модерн. А здание на Лахтинской славится барельефом Мефистофеля, напоминающего Ф.И. Шаляпина в образе Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». И, действительно, барельеф имеет много общих черт с портретом великого певца, изображенного в этой роли на полотне Александра Головина, которое и сейчас можно увидеть петербургском в музее-квартире Бродского.
По другой версии на барельефе изображен демон Малфас, поскольку в верхней его части красуется ворон. А эта птица являет собой один из ликов Малфаса. Человеческий облик это существо тоже может принимать, но только после того, как будет прочтено специальное заклинание. Причем, этот демон обладает не только сатанинскими качествами, есть у него и добрые черты. Он может выступать покровителем архитекторов при строительстве высотных зданий.
Идея украшать дома грифонами, крокодилами, химерами и прочими представителями мифологической нечисти стара как мир и уходит своими корнями еще в античную архитектуру. Уже тогда эти персонажи выступали в качестве оберегов, защищающих от всех бед и напастей, в орнаментах мозаик и скульптурах на входах в храмы и древние жилища. Со временем эти защитные изображения трансформировались обережную вышивку и кружева на одежде, вязь орнаментов русского деревянного зодчества.
Но вернемся к дому, который славится изображением Мефистофеля. Вернее, славился, дело в том, что 25 августа 2015 года барельеф с Мефистофелем с фронтона здания на Лахтинской пропал.
Кому мешал барельеф Мефистофеля
Кому было выгодно лишить город исторической памятки, барельефа с Мефистофелем? Первая критика этого изображения появилась через три года после постройки дома в 1914 году в «Архитектурно-художественном еженедельнике». В анонимной статье А.Л. Лишневского называют сторонником провинциального финляндского стиля и намекают ему на то, что фасад дома на Лахтинской оскорбляет и пугает граждан осуждающей «демонической грустью», вызывающей «ярость и ненависть».
Демон Лишневского привлек внимание и Синода православной церкви, который сделал попытку разработать правила «просвещённого влияния церкви на гражданскую архитектуру», призванные пресекать распространение языческих символов в архитектуре. Но дальше разработки привил дело не пошло.
Поэтому «Дому с Мефистофелем» было суждено в течение ста лет пережить спокойно и эту критику дореволюционной петербургской общественности, и войны, и аккуратные реставрации.
Обстоятельства пропажи Мефистофеля
По словам историка Д. Браткина, проживающего в доме на Лахтинской, за несколько дней до происшествия фасад здания фотографировали «молодые люди». А К. Алексеев, над квартирой которого находился барельеф, рассказал о том, что «рабочие пришли в десятом часу утра, не представились, отказались сказать, кто их послал, но попросили отодвинуть машины, чтобы обстучать фасад здания, проверить, как держится штукатурка». Когда хозяин квартиры вернулся домой, изображение Мефистофеля уже было сбито.
Как выяснила полиция, два промышленных скалолаза пробрались на крышу дома и при помощи ломиков избавили его от барельефа, успокоив жильцов обещаниями «все вернуть на место». Осколки были помещены в автомобиль «Газель» которая отбыла в неизвестном направлении.
Никто из людей, проживающих в этом доме, не помнит, чтобы кто-то обследовал барельеф или делал с него слепки. Поэтому есть все основания полагать, что эта историческая памятка утеряна для Петербурга навсегда.
Кто заказал акт вандализма?
Вероятней всего, это происшествие связано со строительством храма блаженной Ксении Петербургской. Его начали возводить еще в 2007 году на противоположной «Дому с Мефистофелем» стороне улицы Лахтинской.
Дело в том, что согласно церковным исследованиям, в этом месте проживала некогда Ксения Григорьевна Петрова, которая по причине скоропостижной смерти супруга, Андрея Федоровича приняла на себя подвиг юродства. После своей смерти Ксения Петрова была канонизирована как блаженная Ксения Петербургская.
Поэтому неудивительно, что столь пикантное соседство будущего православного храма с домом, на котором красуется изображение «исчадия Ада» шокировало ярых поборников христианской веры. Они то и винили Мефистофеля в том, что он «надсмехается и всячески мешает» строительству храма.
Эти слова жители окрестных домов вспомнили в первую очередь после пропажи Мефистофеля, ведь акт вандализма произошел сразу после того, как над церковью воздвигли крест. Однако, официальная церковь в лице петербургской епархии не видит в барельефе ничего сатанинского, осудила уничтожение архитектурной памятки и высказалась за тщательное расследование происшествия.
По факту содеянного возбуждено уголовное дело, полицейское ведомство сообщает, что уже установлены и задержаны предполагаемые исполнители преступления. С заказчиками, как всегда, все сложнее.
По одной из версий ими могут быть представители так называемой организации «Казаки Петербурга». Это виртуальная анонимная организация, ее следы можно найти только в письмах, которые они рассылают в СМИ. Из них то и стало известно, что ответственность за вандализм «Казаки Петербурга» взяли на себя, как, впрочем, и за:
- срыв спектакля Мозгового «Лолита» в Эрарте,
- свиную голову, которая была подброшена по случаю «Смерти в Венеции» Т. Остермайера в Малом драматическом,
- требования закрыть выставку «Конец веселья» в Эрмитаже.
По мнению «казаков», эти события крайне возмутительны, а православная церковь к этому никакого отношения не имеет. Следует отметить, что люди, причисляющие себя к этой организации, к российскому казачеству тоже никакого отношения не имеют.
Елена Степанская, © жизнь-спб.рф
Чтоб ваш храм,горел кровавым огнем тварюги вы этокие.Чем вам мешало токое милое создание,как Мефистофель он был вить,зделон по подобию Мефистофеля из произведениях Фауста Гете,как и пьесы этовоже произведениях.