В Санкт-Петербурге давно занимаются хозяйственным механизмом культуры. Однако белых пятен здесь больше, чем результатов. Усугубляется положение тем, что долгие годы в стране не готовили специалистов по экономике культуры.
Энтузиасты-практики пытались как-то сдвинуть эту проблему с мертвой точки. Например, среди музейных работников города широко известен эксперимент, начатый еще в 1988 г. музеем-памятником «Исаакиевский Собор». Директор музея — Г. П. Бутиков, энергичный и талантливый управленец — добился перевода музея на условия некоего экономического эксперимента, который затем принял постоянную форму. Музей начал зарабатывать деньги, финансировать ремонт и реставрацию, существенно повысилась заработная плата сотрудников. Но такие случаи единичны.
Коммерческая деятельность учреждений культуры
Реформа всколыхнула работников культуры, но сокращение бюджетных возможностей заставило искать пути коммерческого освоения культурного пространства. Явление это противоречиво.
С одной стороны, культура не может полностью перейти на рыночные методы. Это аксиома. Но поняли ее не сразу. В начале 90-х годов многим казалось, что перевод бесплатных услуг в платные решит проблему. Жизнь не подтвердила этот прогноз.
С другой стороны, отдельные виды деятельности могут и должны быть на самоокупаемости. Задача в том, чтобы найти эту границу — рыночного и нерыночного. А поиск этой границы оказался делом непростым и продолжается до сих пор.
- Эрмитаж,
- Русский музей,
- Мариинский театр,
- Александринка и др.
не могут функционировать исключительно на коммерческой основе. Государственное финансирование здесь необходимо. «Малая» культура — видеосалоны, аттракционы, казино и т.п. — должны зарабатывать сами средства на свое содержание и развитие.
Специфика учреждений культуры, их отличие от материального производства прослеживаются по многим направлениям. Например, структура затрат у учреждений культуры принципиально иная. Доля материальных затрат в 4-5 раз ниже, чем у предприятий традиционного производства.
Самыми материалоемкими являются театры оперы и балета (дорогой реквизит) и цирки (питание для зверей). В сфере культуры три четверти инвестиций обычно направляется на новое строительство, а в материальном производстве — половина. Наконец, доля специалистов с высшим образованием в культуре в 2-3 раза выше, чем в промышленности.
В городе достаточно щадящая ценовая политика, что обеспечивает реальную доступность посещения театров и концертных залов горожанами. Например, посещение Эрмитажа пенсионерами и детьми до 16 лет бесплатно.
Согласно «Основам Законодательства о культуре» из федерального бюджета на нужды культуры должно направляться не менее 2% общей суммы расходов, а из местных бюджетов — 6%. На федеральном уровне этот норматив пока не достигнут. На уровне бюджета Санкт-Петербурга наблюдаются существенные подвижки. Из года в год доля средств, направляемых на культуру, растет. Но 6% пока и здесь достичь не удалось.
Финансовая поддержка города усиливается. Так, содержание библиотек, музеев полностью финансируется за счет бюджета Санкт-Петербурга, а театры и концертные организации получают из городского бюджета солидную поддержку. Только один пример: ремонт Кунсткамеры и знаменитого Ботанического сада городской бюджет взял на себя, поскольку федеральное финансирование отсутствовало.
Санкт-Петербург — город-памятник
Реставрация старых зданий, соборов, памятников стала обязательным атрибутом жизни города. В 90-е годы трудные времена начались для коллективов реставраторов. Однако, благодаря принятым мерам, к 1996 г. этот процесс удалось приостановить.
Санкт-Петербург знаменит мостами. История города отражена в строительстве мостов. К 1990 г. их было около 800. Собственно городских мостов 342, остальные — в пригородах. Например, в Кронштадте их пять, в Пушкине — 54, в Петродворце — 51. Разводных мостов в городе 21 (через Неву и Невки). В последние годы отреставрированы уникальные петербургские мосты — Банковский, Итальянский, Матвеев. Мосты через Неву нуждаются в постоянной технической поддержке.
На территории области насчитывается 38 особо охраняемых природных территорий — заповедники, заказники и т.д. Под эгидой ЮНЕСКО в Выборгском районе находится ботанический заказник Линдуловская роща. Есть и международные охотничьи угодья — охотничьи заказники «Свирская Губа», «Мшинское болото», «Выборгский» и др.
В области сохранилось богатое культурно-историческое наследие — около 3900 памятников истории и культуры. 300 из них — памятники республиканского значения, 100 являются памятниками искусства, 680 — памятниками археологии.
- Дворцово-парковый ансамбль (комплекс) в Гатчине,
- крепость Орешек (Шлиссельбург), крепость Копорье,
- парк Мон-Репо в Выборге,
- крепость в Старой Ладоге,
- Успенский монастырь в Тихвине,
- Коневецкий монастырь
— уникальные сокровищницы русского зодчества и культуры.
Оставить комментарий