Дацан Гунзэчойней — культовое сооружение, которое является не только самым северным буддийским храмом, но и самым первым, построенным в Европе (строительство происходило с 1909 по 1915 год), а также самым дорогим в архитектурном плане.
Он находится всего в 10-ти минутах пешим ходом от станции метро Старая Деревня, по адресу СПБ, Приморский проспект, 91, располагаясь прямо напротив Елагина острова.
Буддизм был признан государственной религией при Екатерине II императорским указом 1764-го года. Затем манифест Павла I (1797) и указ Александра I (1822) подтвердили свободу вероисповедания буддизма и его распространение по территории России. Поэтому ходатайство Далай-ламы (духовного главы тибетского народа) о строительстве буддийского храма (дацана) в северной столице не вызвало отрицательной реакции в обществе. Его российским представителем являлся лама (религиозный учитель) Агван Доржиев, который и занялся осуществлением проекта.
Впоследствии он становится первым настоятелем. Его имя можно видеть увековеченным на ограде, окружающей дацан.
Рядом с ним находится также выполненная в том же стиле памятная табличка, повешенная в честь освящения храма, которое произошло 21-го февраля в 1913 году. Вместе с освящением состоялось и первое буддийское служение.
1915 год является концом строительства храма, и здесь начинаются уже регулярные богослужения. Но вскоре это священное место будет ждать незавидная судьба.
К началу Октябрьской социалистической революции все монахи покидают Петроград, а дацан подвергается разграблению. Разбивается статуя будды, уничтожается уникальная библиотека, выносятся ценности.
Казалось бы, Дацан Гунзэчойнэй должен прекратить своё существование, но вопреки всему, он переживает Гражданскую войну и снова начинает свою работу в 1924 году с разрешения властей.
В период Великой отечественной войны (1941-1945) храм утрачивает свои функции, и здесь устанавливают военную радиостанцию до 60-ых годов.
В 1960-ом году по прошению Ю. Н. Рериха, сооружение передали во владения Академии Наук, после чего оно превращается в лабораторную Зоологического института (ЗИН РАН).
25 ноября 1968 года его объявляют памятником архитектуры, но передают обратно во владения буддистов лишь только в 1990 году.
Через год храм возвращает полученное при освящении название, под которым мы его знаем сейчас — Дацан Гунзэчойнэй, (что с тибетского языка переводится, как «монастырь святого учения Всесострадающего Владыки-Отшельника»), а под руководством нового настоятеля Данзан-Хайбзун Самаева возобновляются службы и начинается реставрация.
Если прийти в храм в наши дни, то вряд ли можно догадаться о том, что здание когда-то было зоологической лабораторией или военной радиостанцией. Практически всё здесь пронизано тибетской культурой: от тканей на столбах и до икон божеств.
В наше время в Дацан Гунзэчойнэй может прийти любой желающий. А от своего лица хочу сказать: это действительно то место, которое стоит посетить. Храм обладает особой яркой атмосферой, и благодаря своей тибетской архитектуре и оформлению вызывает ощущение, будто посетитель находится не в Петербурге, а в заморской стране.
В дацане проводятся молебны, экскурсии и лекции по буддийской философии и истории буддизма. Работающие в храме ламы получают от прихожан подношения в виде различных угощений; нам рассказали, что зарплату священнослужители не получают и живут на пожертвования посетителей.
Я ездила сюда от своей школы вместе с нашим учителем по истории и культуре Санкт-Петербурга и не пожалела об этом. Я узнала многое о буддийском мировоззрении и с головой окунулась в тибетскую культуру.
Мария Филиппова, 22.11.2019. Все статьи автора
В студенческие голодные времена любил в этот дацан захаживать за бесплатным обедом. Сколько блюд из риса знали монахи — не пересчитать, и желающих угощяли вкусными рисовыми блюдами. Сейчас это у них практикуется?
mm2mir
o0ift8
9pt848
nzee1p
zfxjld
wcsfjd
yuuei1
fslt8x
qu2z7a
l3cxk3